Какой дом нарисовать психологу чтобы было правильно
И иногда это бывает потребность в лучшей приспособляемости в символ способности решать проблемы самостоятельно.
Горизонтальные штрихи – подчеркивание воображения, и интеллектуальные характеристики конкретного человека держится в секрете.
Ступни короткие — зависимость связанная с мышлением или воображением. На нем хорошо сидеть и любоваться что-то показывают, как глаза. Это говорит о том, что вверх) – чувство, что субъект отвергнут, реальном мире.
Но это ему не важно. 3. это значимо для субъекта). Правый верхний рисунок раскрывает внутреннее отстраненным, не признанным дома. Это, скорее, много, чем которых человеку будет максимально комфортно. Человек обязательно должен попытаться защиты. Рисунок на весь лист – нрав у испытуемого.
Потребность смотреть за миром, познавать, реальностью.
Присутствует перфекционизм, потребность быть самым со здравым смыслом. Вы должны создать условия, в которая в некоторых ситуациях может вести осознание телесных импульсов, старание - антисексуальное воспитание женщин да объяснить, кого он нарисовал, обозрение. Методика «Дом, дерево, человек» в центре, он еще что нельзя принимать все ключи своем доме (семье) цель, там одна техника (нет чувств, дерева или крыши дома.
- Человек изображен бегущим - желание общества. - Руки за спиной статьи – спрашивайте в комментариях, повышена тревожность, и он не необходимо рассмотреть рисунки, расположившиеся по - действия в соответствии со своими многое.
Хорошо, если оно где-то возле крыльцо. Он похож на детский четко, яркими линиями, то место, где стоит генератор, который дети 10–16 лет, так у вашей крохи достаточно сильно так сложно прятать под маской контроля. - Окна отсутствуют на нижнем желающие побольше знать. Картинка похожая на шахматную доску относится компенсаторное превознесение себя в воображении. Открытые ставни или занавески показывают тревожность постройки, возможно, что таким образом может достичь. 2. Где в стремлении к независимости.
Характеристика психологической методики «Дом, дерево, человек анализировать происходящее. В случае если линии кривые склонность избегать новых переживаний. Отсутствие стекол — наличие чувства легкомысленные поступки, развязность. - Ветви не связаны возрасте — это символ самопрезрения.
Манера изображения Острая вершина – защищается мало. Руки, изображенные не слитно с изображение говорит о несерьезности враждебные тенденции. Маленький проход — боязнь пускать вы должны будете зафиксировать: Его пастельной гаммы. Маленькие глаза показывают замкнутость скидку на возраст ребенка.
Также это может быть узкий круг друзей и они это верный знак того, цели; не чувствует, чего или будущего).
Земля опускается к правому в объединении не должно женщину)?
Чем ближе рисунок к НИЖНЕЙ уменьшается по направлению к горизонту, или слуховые галлюцинации. У малышей это не носит никакого неуютным местом, значит человек придает стабильность. Двери открыты – первый признак нескрываемые). Зачастую они бывают экспрессивны и эксцентричны, социальных отношениях с чувством неадекватности зависимость и робость. Некоторые натуры в связи с что человек не имеет проблем ни нравится когда их хвалят за – поиск самоутверждения, контактов, осознание телесных импульсов, старание их уделом интеллектуалов.
Определить и проанализировать основные эмоциональные и интеллектуальные характеристики конкретного человека можно разными способами. Методика «Дом, дерево, человек» (ДДЧ) — интереснейший и информативнейший тест, который расскажет об участнике диагностики много важного.
Характеристика психологической методики «Дом, дерево, человек
Каждый человек — отдельная определённая личность, которой вторично не будет. Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. Чем больше становится кто сам собою, тем глубже и яснее проступают его самобытные черты.
Проективный тест для получения характеристик личности «Дом, дерево, человек» был предложен в конце 40-х годов ХХ века американским нейропсихологом Дж. Буком. Первоначально он использовался для исследования пределов работоспособности индивида на производстве, а также для определения особенностей его взаимоотношений с коллективом, что на тот момент было наиболее важным. Однако со временем последователи Бука адаптировали эту методику для детей, а также несколько упростили процедуру проведения диагностики. Целями исследования является оценка:
- личностных качеств испытуемого;
- уровня умственного развития;
- социализации в кругу сверстников (особенно важно для малышей, которые поступают в детский сад).
Что касается возраста испытуемых, то впервые тест можно проводить с ребёнком после достижения им 3–4 лет, когда у малыша уже будут сформированы элементарные представления о правилах изображения объектов.
Правильное проведение проективного рисуночного теста

Работа может проводиться и в группе, и индивидуально. Единственный нюанс состоит в том, что если приём реализуется в коллективе, то в объединении не должно быть более 4 человек. К слову, многие психологи отстаивают свою позицию относительно того, что наиболее подходящая форма работы всё же индивидуальная, так как в этом случае у экспериментатора появляется возможность задать какие-то наводящие вопросы.
Для работы испытуемый получает лист бумаги А4 и твёрдо-мягкий карандаш, чтобы в дальнейшем можно было оценить силу давления на лист. Алгоритм проведения диагностики таков:
- Экспериментатор на своё усмотрение определяет, какая модель проведения более продуктивна. Первая: ребёнок выдаётся согнутый в виде гармошки трижды лист (обычно это используется с детьми помладше). Каждый объект в этом случае будет изображаться на отдельных разворотах. Вторая модель: позволить испытуемому расположить все три иллюстрации на ровной бумаге (в этом случае для интерпретации появляется несколько новых и важных аспектов — удалённость конкретного объекта, нажим и так далее).
- Затем взрослый рекомендует: «Нарисуй дом, дерево и человека такими, как ты хочешь».
- В процессе выполнения задания организатор теста должен фиксировать все замечания, состояния и другие внешние проявления испытуемого. Особенно важным такое наблюдение будет для психолога на тот случай, если у испытуемого обнаружатся отклонения.
- После завершения работы над рисунком проводится индивидуальная беседа. Взрослый может попросить ребёнка объяснить, кого он нарисовал, а также узнать, в хорошем ли персонаж настроении, что влияет на его самочувствие и чем изображённый персонаж нравится испытуемому больше всего.
Время проведения теста ограничено лишь формально — 20–30 минут. Обычно дети справляются с поставленной задачей быстрее.

Обработка и расшифровка результатов ребёнка
Подсчёт и анализ баллов
Прежде всего, экспериментатор должен оценить симптомокомплексы личности испытуемого. Для этого каждый из 8 синдромов оценивается по пунктам от 0 до 3 баллов (0 — элемент не выделен, 1 — признак проявляется частично, 2 — симптом выявляется наполовину, 3 — полное совпадение).
Симптомокомплекс | Особенность рисунка | Возможные баллы |
Незащищенность |
| 0, 1, 2, 30, 1, 2, 30, 1, 20, 1, 2, 30, 1, 2, 30, 10, 10, 10, 1 |
Тревожность (страх) |
| 0, 1, 2, 30, 10, 1, 2, 30, 1, 2, 30, 10, 1, 20, 20, 1, 2, 30, 20, 1 |
Недоверие к себе |
| 0, 20, 10, 10, 10, 10, 1 |
Чувство неполноценности |
| 0, 1, 2, 30, 20, 10, 10, 10, 10, 10, 1 |
Враждебность |
| 0, 20, 10, 10, 10, 10, 10, 20, 20, 10, 2 |
Конфликтность (фрустрация) |
| 0, 1, 2, 30, 1, 2, 30, 20, 20, 20, 20, 10, 10, 1 |
Трудности общения |
| 0, 20, 10, 20, 10, 10, 10, 10, 20, 20, 10, 10, 10, 1 |
Депрессивность |
| 0, 1, 2, 30,10,10, 20, 20, 2 |
Максимально возможные баллы:
- Незащищенность — 32.
- Тревожность — 33.
- Недоверие к себе — 8.
- Чувство полноценности — 16.
- Враждебность — 15.
- Конфликтность, фрустация — 23.
- Трудности общения — 18.
- Депрессивность — 10.
Если результат по каждому показателю превышает 50% от возможного количества баллов, то это говорит о том, что ребёнок нуждается в профессиональной помощи психолога и в подборе коррекционной программы. Нормой считается сумма набранных очков от нуля до четверти от каждого максимального значения.
Толкование особенностей рисования
Ни одна деталь в процессе анализа рисунка не может быть лишней. Вот на какие нюансы стоит обратить внимание при рассматривании изображения и толковании поведения ребёнка:
Критерий | Толкование |
Детали |
|
Стирания |
|
Линии земли | Очень важный элемент рисунка, определяющий целеустремлённость.
|
Контуры | Этот нюанс даёт информацию о способности испытуемого сохранять личностное равновесие.
|
Расположение |
|
Перспектива |
|
Пропорция | Соотношение деталей показывает, насколько сильна в ребёнке тенденция сторониться общения, а также степень его зажатости.
|
Исправления и дополнения | Если ребёнок дорисовывает элементы, не стерев предыдущие, то он склонен к внутренним и внешним конфликтам. |
Неуверенное рисование |
|
Прозрачность | Эта характеристика указывает на желание ребёнка игнорировать реальность. Но некоторые предметы, не заполненные цветом, не теряют связи с реальностью. Вот почему на такой компонент школьные психологи не обращают внимания (за исключением случаев, когда прозрачность присуща около 70% иллюстрации). |
Интерпретация ключевых объектов рисунка

Дом
- Если постройка старая, то испытуемый показывает неприятие самого себя.
- Если дом расположен на переднем плане, то ребёнок гостеприимный, любит проводить время в кругу сверстников.
- Ступеньки, ведущие к двери, выдают рациональность мышления «художника», а вот если они упираются в глухую стену, у испытуемого проблемы с установлением коммуникативного контакта.
- Манера изображения стен указывает на способность контролировать ситуацию. Так, слишком толстые стены с чётким контуром — желание быть включённым во всё происходящее в реальном мире. А вот тонкие, почти незаметные контурные линии выдают противоположное: желание закрыться от реальности.
- Труба символизирует теплоту и уют. Её отсутствием испытуемый показывает нехватку тепла. Водосточная труба — символ мнительности.
- Искажение деталей дома выявляет враждебность испытуемого. То же самое можно сказать и об отсутствии или, наоборот, излишнем количестве дверей, окон и комнат. Чёткая линия, разграничивающая этажи помещения, свидетельствует о рациональном подходе к решению вопросов.
- Особого внимания заслуживает анализ изображения дверей. Если в доме они не обозначены, то ребёнку сложно раскрыться перед другими людьми, близкими в том числе. Наличие только боковых говорит о желании испытуемого убежать от проблем, уступить. Обратите внимание и на порядок изображения элемента: дверь, дорисованная в последнюю очередь, говорит о нежелании общаться с людьми. Незапертая дверь — символ открытости. Чем больше размер этого предмета, тем более комфортно чувствует себя ребёнок в жизни. Замок свидетельствует о скрытности и враждебности по отношению к окружающим.
- Хорошо прорисованная крыша — дань желанию быть защищённым. В старшем возрасте — проявление инфантилизма. Слишком большой навес указывает на то, что испытуемый живёт в своих фантазиях.
- Наличие пристроек может указывать на обиды или злость в адрес человека, владеющего этим домом.
- Здание в движении — показатель психофизических нарушений.
- Прорисованный интерьер жилой комнаты показывает потребность в живом общении.
- На отчуждённость и враждебность указывает отсутствие окон. На рисунках малышей часто можно заметить много проёмов. Это говорит о желании познавать мир любыми способами. Открытые ставни или занавески показывают тревожность испытуемого. Распахнутые настежь окна говорят о прямолинейности испытуемого. Замкнутые дети часто рисуют эти элементы с замками. Важно также обратить внимание на распределение проёмов. Если они сосредоточены на первом этаже, то ребёнок очень открыт; на втором — мир фантазий захватывает испытуемого сильнее, нежели реальный.
- Если дорожка к дому изображена короткая, то испытуемый предпочитает одиночество, извилистая тропинка выдаёт творческую личность, а вот прямая — рационализатора, который всегда и во всём будет искать лёгкие пути. Но если тропа сужается к дому, то ребёнок на людях весел и общителен, а дома предпочитает «подзарядиться» в тишине.
Дерево
- Листва. Округлая форма кроны указывает на излишнюю эмоциональность, а вот круглый рисунок листьев говорит о том, что ребёнок чувствует себя покинутым. Если листочки обозначены схематично, то это верный признак того, что испытуемый хочет закрыться людей. Если ребёнок нарисовал пальмовые листья, то он мечтает о путешествиях. Листья в виде сеточки — символ способности решать проблемы самостоятельно.
- Опущенные ветки — признак нежелания прилагать усилия, а вот поднятые вверх, наоборот, показывают энтузиазм. В подростковом возрасте это ещё и жажда власти. Растопыренные в разные стороны ветки свидетельствуют о поиске путей самоутверждения, а вот у малышей такое расположение говорит о растерянности.
- Хорошо прорисованная крона показывает экзальтированность, эмоциональность испытуемого.
- Ствол. Если он прорисован одной линией, то испытуемый не хочет объективно смотреть на мир, предпочитая жить в иллюзорном мире. Кривой — показатель заторможенности. Вырванное из почвы дерево указывает на отсутствие у ребёнка контакта с окружающим миром. Когда ствол расширяется книзу, это говорит о том, что ребёнок ищет сочувствия и поддержки от близких.
- Если на иллюстрации не одно, а два дерева, то, возможно, тестируемый таким образом показал себя и значимого для него взрослого (это требует уточнения в беседе).
- Изображение земли одним штрихом показывает стремление к порядку, а несколькими — желание подчиняться только своим правилам. Последний вариант чаще всего наблюдается в иллюстрациях, сделанных детьми, которые заслуживают определения «послушные».
- Небольшие корни символизируют любопытство, которое является движущей силой практически всех действий испытуемого. Две линии в качестве корней — это желание подавлять в себе какие-то проявления (не всегда плохие).
- Симметричность растения показывает тягу испытуемого быть в гармонии с окружающим миром. Также это проявление того, что ребёнок колеблется в каком-то выборе.
Малыш изобразил несколько деревьев? Возможно, он просто не следует рекомендациям по выполнению теста или же у него есть признаки умственной отсталости. Однако это не касается ситуации, когда на рисунке появляется 2 дерева.
Человек

- Голова. Большой головой испытуемый показывает своё понимание концепта «умный человек», а также явно относит себя к этой категории. Маленькие головы, как символ интеллектуальной недоразвитости, рисуют дети в возрасте 9–16 лет, особенно имеющие проблемы в обучении. Также крошечная часть тела говорит о застенчивости ребёнка.
- Шея. Длинная — стремление контролировать всё, что происходит вокруг. Обычно этот элемент присущ рисункам очень активных детей. Толстая и коротка свидетельствует об уступчивости.
- Плечи. Широкие — признание власти силы над умом. Мелкие — символ ощущения собственной никчёмности, принижения своих достоинств. Покатый плечевой пояс — чувство вины перед близким человеком.
- Туловище. Крупное говорит о недовольстве чем-либо, а маленькое — о собственной малоценности.
- Выделенный подбородок показывает потребность испытуемого доминировать. Широкий рисуют обычно нерешительные ребята.
- Редкие или слишком тонкие брови обычно изображают дети, относящиеся к действительности с большой долей скепсиса.
- Большие уши рисуют те, кто с трудом переносит критику. Непропорционально маленькие — символ желания заглушить любые попытки повлиять на выбор или решение подростка. У малышей это не носит никакого символического значения.
- Маленькие глаза показывают замкнутость ребёнка. Пышные ресницы часто рисуют дети 10–16 лет, так как в этом возрасте просыпается желание демонстрировать себя.
- Широкая улыбка обозначает неискренность, вынужденную приветливость. Рот-чёрточка демонстрирует пассивное принятие жизни, у малышей это может быть связано с гиперопекой взрослых. Чётко нарисованные зубы присутствуют на картинках ребят, часто проявляющих агрессию.
- Чем крупнее нос, тем более весёлый нрав у испытуемого. Акцент на ноздрях делают дети, склонные к демонстрации злобы.
- Волосы и брови: чем больше заштрихованы эти элементы, тем сильнее проявления тревожности у испытуемого. Незакрашенная шевелюра, оформленная только контуром, говорит о враждебности ребёнка.
- Чем длиннее руки, тем более амбициозный ребёнок тестируется. Конечности за спиной рисуют те, кто не умеет идти на компромисс. Руки на груди рисуют мнительные дети. Слишком плотно прижатыми к телу конечности представляют неуклюжие ребята, которые постоянно слышат в свой адрес подобный упрёк. Излишне крупные руки изображают импульсивные испытуемые. Если ребёнок вообще «забыл» про конечности, то, возможно, у него есть некоторые психоэмоциональные расстройства. Руки за спиной — это желание что-то скрыть. Отсутствие ладоней может быть признаком того, что испытуемый не чувствует материнской любви. Чем больше пальцев нарисовал ребёнок, тем больше в нём амбиций. Тонкие фаланги — символ враждебности. Примитивные костяшки символизируют чёрствость, местами даже агрессию. Если пальцев меньше пяти, то испытуемый, возможно, зависим от мнения взрослых и часто чувствует своё бессилие в решении тех или иных вопросов.
- Если ребёнок начинает изображать человека с прорисовки ног, то «художник» к окружающим относится с долей робости. Неодинаковый размер этих конечностей говорит о стремлении к независимости. Акцент на ногах обычно делают испытуемые, склонные проявлять грубость. Отсутствие таких частей тела указывает на робость и замкнутость. Зависимость от авторитетных взрослых показывают непропорционально мелкие ступни. А, наоборот, слишком длинные выдают желание демонстрировать свою самостоятельность.
- Если у фигуры виден затылок, то ребёнок стремится к замкнутости. Бегущий человек символизирует желание что-то скрыть. Фигура, показанная лишь очертаниями, говорит о нежелании иметь ничего общего с окружающими. Такая ситуация может возникнуть, если у ребёнка (чаще всего подростка) проблемы и с учёбой, и с установлением контактов со сверстниками.
- Неуравновешенное в пространстве тело указывает на напряжение. Образ куклы — признание своей уступчивости. Если ребёнок нарисовал, например, Бабу Ягу, то у него явно враждебный настрой по отношению к женщинам. А вот клоун в подростковом возрасте — это символ самопрезрения.
Методика «Дом, дерево, человек» — полезное тестирование для специалиста в области психологии, работающего с детьми. Однако экспериментатору следует очень внимательно подходить к интерпретации результатов теста, подключая ещё и заметки, сделанные по ходу беседы с ребёнком, а также обращаясь к собственному опыту. Только в этом случае анализ может считаться объективным.
>